Перейти к главному меню навигации Перейти к основному контенту Перейти к нижнему колонтитулу сайта

Терапия депрессии с применением технологий виртуальной реальности

Аннотация

В настоящее время виртуальная реальность (ВР) имеет потенциал стать эффективным инструментом для разработки новых подходов к лечению депрессии и изучению механизмов ее развития. Терапия депрессии в условиях ВР может быть адаптирована для различных групп пациентов благодаря возможности настройки параметров для каждого отдельного случая. На сегодняшний день в литературе имеются убедительные данные, подтверждающие антидепрессивный эффект ВР-терапии (Virtual Reality Therapy, VRT) у различных групп пациентов: в послеродовом периоде, в подростковом и старческом возрасте, а также у соматически коморбидных пациентов, включая тех, кто перенес инсульт и другие неврологические состояния. Существующие методы ВР-терапии включают экспозиционную терапию в ВР (Virtual Reality Exposure Therapy, VRET), использование ВР-игр и психообразование с применением когнитивно-поведенческой терапии в виртуальной среде. Одной из ключевых особенностей ВР-терапии является небольшой перечень противопоказаний и относительная простота в использовании, что позволяет пациентам проводить сеансы дома. Более того, ВР-терапия улучшает эмоциональный фон пациентов благодаря возможностям для повышения физической активности пациентов. Несмотря на некоторые недостатки, такие как высокая стоимость оборудования, технические сложности и требования к обучению, ВР-терапия является перспективным инструментом в борьбе с депрессией. Внедрение ВР-устройств в клиническую практику на данном этапе сталкивается с проблемой недостатка доказательных данных, особенно дефицита крупномасштабных высокоуровневых исследований. Для этого необходимо сделать ВР-терапию более доступной и предоставить больше информационных ресурсов как для пациентов, так и для медицинского персонала. Развитие и распространение ВР-технологий позволит увеличить масштабы дальнейших исследований, инвестиций и обучения, чтобы реализовать потенциал ВР-терапии в клинической практике.

Ключевые слова

депрессия, виртуальная реальность, психотерапия, ВР-терапия

PDF

Библиографические ссылки

  1. Global Health Data: the 2019 Global Burden of Disease (GBD) study // Institute for Health Metrics and Evaluation. – 2020. – Available at: https://vizhub.healthdata.org/gbd-results?params=gbd-api-2019-permalink/794c27fdbc49e9e3724fa3eceeb9b334 (accessed September 12, 2023).
  2. Селиванов В.В., Майтнер Л., Грибер Ю.А. Особенности использования технологий виртуальной реальности при коррекции и лечении депрессии в клинической психологии // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 3. – С. 231–255. – https://doi.org/10.17759/cpse.2021100312
  3. Tychkov A.Y., Chernyshov D.S., Bofanova N.S. et al. Virtual Reality Implementation for Assessment and Treatment of Phobic Anxiety Disorders // 5th Scientific School Dynamics of Complex Networks and their Applications (DCNA). – Kaliningrad, Russian Federation, 2021. – Pp. 202–205. – https://doi.org/10.1109/DCNA53427.2021.9587127
  4. Volovik M.G., Belova A.N., Kuznetsov A.N. et al. Use of Virtual Reality Techniques to Rehabilitate Military Veterans with Post-Traumatic Stress Disorder // Современные технологии в медицине. – 2023. – Т. 15, № 1 (eng). – С. 74–85. – https://doi.org/10.17691/stm2023.15.1.08
  5. Deng W., Hu D., Xu S. et al. The efficacy of virtual reality exposure therapy for PTSD symptoms: A systematic review and meta-analysis // Journal of Affective Disorders. – 2019. – Vol. 257. – Pp. 698–709. – https://doi.org/10.1016/j.jad.2019.07.086
  6. Chard I., van Zalk N. Virtual reality exposure therapy for treating social anxiety: a scoping review of treatment designs and adaptation to stuttering // Frontiers in Digital Health. – 2022. – Vol. 4. – Art. 842460. – https://doi.org/10.3389/fdgth.2022.842460
  7. Langener S., Van Der Nagel J., van Manen J. et al. Clinical relevance of immersive virtual reality in the assessment and treatment of addictive disorders: a systematic review and future perspective // Journal of Clinical Medicine. – 2021. – Vol. 10, no. 16. – Art. 3658. – https://doi.org/10.3390/jcm10163658
  8. Данилов А.Б., Гак С.В. Применение методики виртуальной реальности в лечении болевых и некоторых других синдромов // Журнал неврологии и психиатрии имени C.С. Корсакова. – 2011. – Т. 111, № 10. – С. 81–85.
  9. Ahmadpour N., Randall H., Choksi H. et al. Virtual Reality interventions for acute and chronic pain management // The International Journal of Biochemistry & Cell Biology. – 2019. – Vol. 114. – Art. 105568. – https://doi.org/10.1016/j.biocel.2019.105568
  10. Best P. et al. Freely available virtual reality experiences as tools to support mental health therapy: A systematic scoping review and consensus based interdisciplinary analysis // Journal of Technology in Behavioral Science. – 2022. – Vol. 7, no. 1. – Pp. 100–114. – https://doi.org/10.1007/s41347-021-00214-6
  11. Ma J. et al. The effectiveness of immersive virtual reality (VR) based mindfulness training on improvement mental-health in adults: A narrative systematic review // Explore. – 2023. – Vol. 19, no. 3. – Pp. 310–318. – https://doi.org/10.1016/j.explore.2022.08.001
  12. Lindner P., Hamilton W., Miloff A. et al. How to treat depression with low-intensity virtual reality interventions: Perspectives on translating cognitive behavioral techniques into the virtual reality modality and how to make anti-depressive use of virtual reality–unique experiences // Frontiers in Psychiatry. – 2019. – Vol. 10. – Art. 792. – https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00792
  13. Leff J., Williams G., Hackvale M. et al. Avatar therapy for persecutory auditory hallucinations: What is it and how does it work? // Psychosis. – 2014. – Vol. 6, no. 2. – Pp. 166–176. – https://doi.org/10.1080/17522439.2013.773457
  14. Falconer C.J., Rovira A., King J.A. et al. Embodying self-compassion within virtual reality and its effects on patients with depression // BJ Psych Open. – 2016. – Vol. 2, no. 1. – Pp. 74–80. – https://doi.org/10.1192/bjpo.bp.115.002147
  15. Migoya-Borja M. et al. Feasibility of a virtual reality-based psychoeducational tool (VRight) for depressive patients // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2020. – Vol. 23, no. 4. – Pp. 246–252. – https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0497
  16. Li J., Theng Y.L., Foo S. Game-based digital interventions for depression therapy: a systematic review and meta-analysis // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. – 2014. – Vol. 17, no. 8. – Pp. 519–527. – https://doi.org/10.1089/cyber.2013.0481
  17. Wald J., Taylor S. Efficacy of virtual reality exposure therapy to treat driving phobia: a case report // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. – 2000. – Vol. 31, no. 3–4. – Pp. 249–257. – https://doi.org/10.1016/S0005-7916(01)00009-X
  18. Gromer D. et al. Height simulation in a virtual reality CAVE system: validity of fear responses and effects of an immersion manipulation // Frontiers in Human Neuroscience. – 2018. – Vol. 12. – Art. 372. – https://doi.org/10.3389/fnhum.2018.00372
  19. Pinto M.D., Hickman R.L. jr., Clochesy J. et al. Avatar-based depression self-management technology: Promising approach to improve depressive symptoms among young adults // Applied Nursing Research. – 2013. – Vol. 26, no. 1. – Pp. 45–48. – https://doi.org/10.1016/j.apnr.2012.08.003
  20. Граница А.С. Компьютерные технологии в психотерапии и саморегуляции // Саморегуляция. – 2019. – Т. 2. – С. 17–37. – URL: https://risr.institute/uploads/risr/publication50.pdf (дата обращения 12.09.2023).
  21. Падун М. А. Когнитивный стиль и депрессия // Экспериментальная психология. – 2009. – Т. 2, № 4. – С. 81–90. – URL: https://psyjournals.ru/journals/exppsy/archive/2009_n4/exppsy_2009_n4_26609.pdf (дата обращения 12.09.2023).
  22. Park S.Y., Kim S.M., Roh S. et al. The effects of a virtual reality treatment program for online gaming addiction // Computer Methods and Programs in Biomedicine. – 2016. – Vol. 129. – Pp. 99–108. – https://doi.org/10.1016/j.cmpb.2016.01.015
  23. Mohamudally N., ed. State of the art virtual reality and augmented reality knowhow. – BOD–Books on Demand, 2018. – https://dx.doi.org/10.5772/intechopen.71232
  24. Chirita V., Ilinka M., Chirita R. et al. Virtual therapy in patients with depression. Preliminary observation // Annual Review of CyberTherapy and Telemedicine. – 2006. – Art. 181. – Available at: https://vrphobia.com/Research/Publications/ARCTT2006.pdf#page=181 (accessed September 12, 2023).
  25. Fodor L.A., Coteț C.D., Cuijpers P. et al. The effectiveness of virtual reality based interventions for symptoms of anxiety and depression: A meta-analysis // Scientific Reports. – 2018. – Vol. 8, no. 1. – Art. 10323. – https://doi.org/10.1038/s41598-018-28113-6
  26. Yen H.Y., Chiu H.L. Virtual reality exergames for improving older adults’ cognition and depression: a systematic review and meta-analysis of randomized control trials // Journal of the American Medical Directors Association. – 2021. – Vol. 22, no. 5. – Pp. 995–1002. – https://doi.org/10.1016/j.jamda.2021.03.009
  27. Xu W., Liang H.-N., Baghaei N. et al. Effects of an immersive virtual reality exergame on university students’ anxiety, depression, and perceived stress: pilot feasibility and usability study // JMIR Serious Games. – 2021. – Vol. 9, no. 4. – Art. e29330. – https://doi.org/10.2196/29330
  28. Zhai K., Dilawar A., Yousef M.S. et al. Virtual Reality therapy for depression and mood in long-term care facilities // Geriatrics. – 2021. – Vol. 6, no. 2. – Art. 58. – https://doi.org/10.3390/geriatrics6020058
  29. Смулевич А.Б., Овчаренко С.И., Волель Б.А. и др. Психические расстройства у больных с легочной патологией // Психические расстройства в общей медицине. – 2015. – № 2–3. – С. 4–20. – URL: https://con-med.ru/magazines/psikhicheskie_rasstroystva_v_obshchey_meditsine/psikhicheskie_rasstroystva_v_obshchey_meditsine-02-03-2015/psikhicheskie_rasstroystva_u_bolnykh_s_legochnoy_patologiey/ (дата обращения 12.09.2023).
  30. Volel B.A., Troshina D.V. Somatic depression with cognitive impairment in a female patient with hypertension // Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. – 2017. – Vol. 9, no. 4. – Pp. 60–64. – https://doi.org/10.14412/2074-2711-2017-4-60-64
  31. Волель Б.А., Трошина Д.В., Грубова М.В. и др. Психические (личностные) расстройства у больных с фибрилляцией предсердий // Психические расстройства в общей медицине. – 2016. – № 1–2. – С. 27–35. – URL: https://con-med.ru/magazines/psikhicheskie_rasstroystva_v_obshchey_meditsine/psikhicheskie_rasstroystva_v_obshchey_meditsine-01-02-2016/psikhicheskie_lichnostnye_rasstroystva_u_bolnykh_s_fibrillyatsiey_predserdiy/ (accessed September 12, 2023).
  32. Романов Д.В., Петелин Д.С., Волель Б.А. Депрессии в неврологической практике // Медицинский совет. – 2018. – № 1. – С. 38–45. – https://doi.org/10.21518/2079-701X-2018-1-38-45
  33. bin Song G., cho Park E. Effect of virtual reality games on stroke patients’ balance, gait, depression, and interpersonal relationships // Journal of Physical Therapy Science. – 2015. – Vol. 27, no. 7. – Pp. 2057–2060. – https://doi.org/10.1589/jpts.27.2057
  34. Shin J.H., Park S.B., Jang S.H. Effects of game-based virtual reality on health-related quality of life in chronic stroke patients: a randomized, controlled study // Computers in Biology and Medicine. – 2015. – Vol. 63. – Pp. 92–98. – https://doi.org/10.1016/j.compbiomed.2015.03.011
  35. Rogers J.M. et al. Elements virtual rehabilitation improves motor, cognitive, and functional outcomes in adult stroke: evidence from a randomized controlled pilot study // Journal of Neuroengineering and Rehabilitation. – 2019. – Vol. 16, no. 1. – Pp. 1–13. – https://doi.org/10.1186/s12984-019-0531-y
  36. Feng H. et al. Virtual reality rehabilitation versus conventional physical therapy for improving balance and gait in Parkinson’s disease patients: a randomized controlled trial // Medical Science Monitor: International Medical Journal of Experimental and Clinical Research. – 2019. – Vol. 25. – Art. 4186. – https://doi.org/10.12659/MSM.916455
  37. Chitale V., Baghaei N., Playne D. et al. The use of videogames and virtual reality for the assessment of anxiety and depression: a scoping review // Games for Health Journal. – 2022. – Vol. 11, no. 6. – Pp. 341–354. – https://doi.org/10.1089/g4h.2021.0227
  38. International Classification of Diseases. – 11th Revision. – Available at: https://icd.who.int/en (accessed September 12, 2023).
  39. Stamou G., Garcia-Palacios A., Botella C. The combination of cognitive-behavioural therapy with virtual reality for the treatment of post-natal depression // Proceedings of the 31st Australian Conference on Human-Computer-Interaction. – 2019. – Pp. 599–603. – https://doi.org/10.1145/3369457.3369541
  40. Краля О., Усов Г. Эффективность дистанционной краткосрочной психотерапии у пациентов со смешанным тревожно-депрессивным расстройством // Современная терапия психических расстройств. – 2021. – Т. 4. – С. 34–39. – https://doi.org/10.21265/PSYPH.2021.46.73.004
  41. Baghaei N., Chitale V., Hlasnik A. et al. Virtual reality for supporting the treatment of depression and anxiety: Scoping review // JMIR Mental Health. – 2021. – Vol. 8, no. 9. – Art. e29681. – https://doi.org/10.2196/29681
  42. Park M.J., Kim D.J., Lee U. et al. A literature overview of virtual reality (VR) in treatment of psychiatric disorders: recent advances and limitations // Frontiers in Psychiatry. – 2019. – Vol. 10. – Art. 505. – https://doi.org/10.3389/fpsyt.2019.00505
  43. Rebenitsch L., Owen C. Review on cybersickness in applications and visual displays // Virtual Reality. – 2016. – Vol. 20. – Pp. 101–125. – https://doi.org/10.1007/s10055-016-0285-9
  44. Смыслова О.В., Войскунский А.Е. Киберзаболевание в системах виртуальной реальности: феноменология и методы измерения // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 4. – С. 85–94. – https://doi.org/10.31857/S020595920005473-6
  45. Kaufeld M. et al. Emotions are associated with the genesis of visually induced motion sickness in virtual reality // Experimental Brain Research. – 2022. – Vol. 240, no. 10. – Pp. 2757–2771. – https://doi.org/10.1007/s00221-022-06454-z
  46. Rajan A.V., Nassiri N., Akri V. et al. Virtual reality gaming addiction // 2018 Fifth HCT Information Technology Trends (ITT). – IEEE, 2018. – Pp. 358–363. – https://doi.org/10.1109/CTIT.2018.8649547
  47. Dilgul M., Hickling L.M., Antonie D. et al. Virtual Reality Group therapy for the treatment of depression: A qualitative study on stakeholder perspectives // Frontiers in Virtual Reality. – 2021. – Vol. 1. – Art. 609545. – https://doi.org/10.3389/frvir.2020.609545
  48. Nienhuis J. B. et al. Therapeutic alliance, empathy, and genuineness in individual adult psychotherapy: A meta-analytic review // Psychotherapy Research. – 2018. – Vol. 28, no. 4. – Pp. 593–605. – https://doi.org/10.1080/10503307.2016.1204023
  49. Murphy S.T. et al. The therapeutic alliance and dropout in cognitive behavioral therapy of depression // Psychotherapy Research. – 2022. – Vol. 32, no. 8. – Pp. 995–1002. – https://doi.org/10.1080/10503307.2021.2025277
  50. Pihlaja S. et al. Therapeutic alliance in guided internet therapy programs for depression and anxiety disorders–a systematic review // Internet Interventions. – 2018. – Vol. 11. – Pp. 1–10. – https://doi.org/10.1016/j.invent.2017.11.005
  51. Рузинова В.М., Долгополова Ю.В., Петелин Д.С., Сорокина О.Ю., Волель Б.А. Использование технологий биологической обратной связи в клинической практике // Медицинский совет. – 2023. – Т. 17, № 13. – С. 60–68. – https://doi.org/10.21518/ms2023-245
  52. Cai H., Wang Z., Zhang Y., et al. A virtual-reality based neurofeedback game framework for depression rehabilitation using pervasive three-electrode EEG collector // Proceedings of the 12th Chinese Conference on Computer Supported Cooperative Work and Social Computing. – 2017. – Pp. 173–176. – https://doi.org/10.1145/3127404.3127433
  53. Askay S.W., Patterson D.R., Sharar S.R. Virtual reality hypnosis // Contemporary Hypnosis. – 2009. – Vol. 26, no. 1. – Pp. 40–47. – https://doi.org/10.1002/ch.371
  54. Thompson T., Steffert T., Steed A. et al. A randomized controlled trial of the effects of hypnosis with 3-D virtual reality animation on tiredness, mood, and salivary cortisol // International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. – 2010. – Vol. 59, no. 1. – Pp. 122-142. – https://doi.org/10.1080/00207144.2011.522917
  55. Zhu K.Y., Zhang Q., He B. et al. Immersive virtual reality-based cognitive intervention for the improvement of cognitive function, depression, and perceived stress in older adults with mild cognitive impairment and mild dementia: pilot pre-post study // JMIR Serious Games. – 2022. – Vol. 10, no. 1. – Art. e32117. – https://doi.org/10.2196/32117
  56. Baghaei N., Stemmet L., Khaliq I. et al. Designing individualised virtual reality applications for supporting depression: A feasibility study // Companion of the 2021 ACM SIGCHI symposium on engineering interactive computing systems. – 2021. – Pp. 6–11. – https://doi.org/10.1145/3459926.3464761
  57. Васильев Е.Е., Кайгородов С.П. Разработка VR приложения для пациентов с депрессией и его влияния // Аммосов–2021: сб. матер. науч.-практ. конф. – Якутск: Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова, 2021. – С. 626–627. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48330178_35792825.pdf (дата обращения 09.08.2023).
  58. Akhapkin R.V., Volel B.A., Shishorin R.M. et al. Recognition of facial emotion expressions in patients with depressive disorders: A prospective, observational study // Neurology and Therapy. – 2021. – Vol. 10. – Pp. 225–234. – https://doi.org/10.1007/s40120-021-00231-w
  59. Montesano A., Medina J.C., Paz C. et al. Does virtual reality increase the efficacy of psychotherapy for young adults with mild-to-moderate depression? A study protocol for a multicenter randomized clinical trial // Trials. – 2021. – Vol. 22, no. 1. – Pp. 1–14. –https://doi.org/10.1186/s13063-021-05809-1
  60. Lee H.W., Kim S., Uhm J.P. et al. Social virtual reality (VR) involvement affects depression when social connectedness and self-esteem are low: A moderated mediation on wellbeing // Frontiers in Psychology. – 2021. – Vol. 12. – Art. 753019. – https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.753019

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.